Смерть» Steam Machines: как Valve не смогла убить консоли
«Смерть» Steam Machines: как Valve не смогла убить консоли
День смеха Valve начала весело: снесла 1 апреля раздел Steam Machines из собственного онлайн-магазина. Сейчас при переходе по ссылке открывается окно поиска, а там — лишь пара экземпляров «машин», приставка Steam Link, геймпад Steam Controller да VR-гарнитура HTC Vive. Похоже, самое амбициозное начинание Гейба Ньюэлла последних лет решили тихонько похоронить за плинтусом. Вполне ожидаемо, ведь идея изначально была обречена на провал. И причин так утверждать — уйма.
Почему мнение Реймонда важно
Эрик Реймонд – очень известная личность в Open Source-среде. К примеру, именно он является автором окончательной формулировки так называемого «Закона Линуса», звучащей как «При достаточном количестве глаз все ошибки лежат на поверхности».
Также Реймонд написал популярные книги «Искусство программирования для Unix и «Как стать хакером». Кроме того, в 1998 г. он стал сооснователем фонда Open Source Initiative, организации разработчиков открытого ПО. Реймонд был президентом этого фонда до 2005 г.
Но одно из главных достижений Эрика Реймонда – это книга «Собор и базар», труд, на котором построена идеология свободного программного обеспечения. Ее можно считать «библией свободного ПО» – прочитав ее, очень многие люди начинали заниматься как разработкой, так и пропагандой программного обеспечения с открытым исходным кодом.
До свидания!
Настал «час X» — ноябрь 2015 года. Запуск Steam Machines. Грандиозный успех и бурные овации? Не тут-то было. Продавались «паровые машины» из рук вон плохо — за первые полгода реализовали менее полумиллиона устройств. Для сравнения, за дебютные шесть месяцев продаж PlayStation 4 разлетелась тиражом в 8,1 млн экземпляров, а Xbox One — 4,5 млн. Что пошло не так? Да всё.
SteamOS оказалась забагованным донельзя бардаком, который до кучи ещё и поддерживал только 250 игр из огромной библиотеки. ОС на базе Linux, которая, предположительно, задумывалась как персональная месть Гейба компании Microsoft, не взлетела. Драйверы в ней были похуже, чем в Windows, а OpenGL и Vulkan оказались «не пришей кобыле хвост». Да и портов блокбастеров под Linux, вопреки заверениям, не прибавилось.
Контроллер — несуразное нечто, пользоваться которым до жути неудобно. Его тонкую настройку можно смело назвать отдельной «игрой». Усугубляло ситуацию то, что производители не стремились добавлять поддержку хитрого манипулятора. Некоторым любителям сделать всё «под себя» геймпад пришёлся по душе, но массовый потребитель новшество не понял. Не обрадовался он и ценам на Steam Machines. В то время как актуальные приставки успели изрядно подешеветь, за «Гейб-боксы» просили от $500 до $6 000 (!) — у геймеров, понятное дело, от таких цифр глаза из орбит повылезали.
Всё это (кроме Steam Controller, иногда плохая идея — просто плохая идея) можно если не простить, то хотя бы понять. Отсутствие у Valve опыта в сфере создания операционных систем вылилось в корявую и недоработанную SteamOS — первый блин всегда комом. Заоблачные же цены вызваны особенностями производства: все «паровые машины» выпускались мелкими сериями, а потому закупать комплектующие к ним дешёвыми оптовыми партиями, как обычно делают производители консолей, не представлялось возможным. Итог: возросшая себестоимость и, соответственно, «конский» ценник. Сказалась, как это ни прискорбно, и ставшая притчей во языцех лень Valve — компания будто бы и не пыталась спасти тонущий корабль под названием Steam Machines.
И это не преувеличение. Опубликовав в 2016-м отчёт о продажах за первое полугодие, Valve перестала говорить о Steam Machines. Отмахнулась от идеи и решила двигаться дальше. Схожим образом поступили и её партнёры — они давненько не показывали новых сборок домашних систем под эгидой Valve. Прошло всего два года, а один из самых громких проектов последних лет уже никто не обсуждает. Удаление вкладки Steam Machines из главного сервиса цифровой дистрибуции тоже никого не удивляет. Многие уверены, что это конец. Valve, впрочем, уверяет, будто избавилась от вкладки по причине её непопулярности среди пользователей (так называемая «уборка»), а от «паровых машин» отказываться не собирается. Но что же тогда стало с изрядно поскудневшим ассортиментом? Будущее Steam Machines всё ещё под большим вопросом. Вероятнее всего, Гейбу просто не хочется извиняться за несостоятельность проекта. Впрочем, ничего нового.