Лучшие мультфильмы студии Ghibli
Конечно, любой текст про студию Ghibli надо начинать с «Навсикаи из Долины ветров» , замечательного мультфильма 1984 года, дебюта Хаяо Миядзаки в полнометражной анимации, но технически он вышел за год до основания Ghibli, поэтому включать в подборку его не будем. И начнем с удивительного «Небесного замка Лапута» — истории про девочку Ситу, которая обладает кристаллом Летающего камня. При помощи этой драгоценности она может найти небесный замок, невидимый среди облаков, чем привлекает к себе внимание пиратов, которые хотят выкрасть кристалл.
Уже в «Лапуте» виден размах и авторский почерк Хаяо Миядзаки, его влюбленность в небо и ветер, в старинные легенды и приключенческие истории. Подсмотренный у Джонатана Свифта сюжет, Миядзаки наполняет собственными смыслами, это картина не только о поиске земли обетованной, но и про то, что бесцельная жизнь не имеет никакого смысла.
Как «Чёрный котёл» чуть не пустил ко дну Диснея
Сорок четыре миллиона долларов вбухал Дисней в этот мультфильм. Кто-то ещё считает, что делать мультики дешёво?
Например, «Назад в будущее», который вышел в том же 1985 году обошёлся лишь в 19 миллионов долларов, а «Рокки 4» в 30 миллионов.
«Чёрный котёл» был слишком смелым и дорогим экспериментом.
Посудите сами — мрачный, тяжёлый мультик про мальчика-свинопаса и его соперника Рогатого Короля. Тут нет весёленьких диснеевских песен, юного зрителя ждёт гнетущая атмосфера безысходности. Неудивительно, что фильм провалился в прокате.
Для Диснея это был, действительно, серьёзный убыток. Их предыдущий мультик «Лис и пёс» стоил в 4 раза дешевле и собрал 63 миллиона долларов. Неплохо прокатились и «Спасатели» — 7,5 миллиона бюджет и 75 миллионов сборов. В «Чёрном котле» утонула почти вся полученная ранее прибыль.
Кто знает, как сложилось бы будущее Диснея, если бы их следующий мультфильм — «Великий мышиный сыщик» тоже провалился. К счастью, Бэйзил с Бейкер-стрит и мышь-военный в отставке Дэвид Доусон сумели расположить к себе зрителей. И хотя доходы и не покрыли убытки от прошлого мультфильма, но хотя бы не вогнали студию в ещё большие минусы.
Но настоящее богатство Диснею принесла «Русалочка», вышедшая в 1989 году — при бюджете в 40 миллионов она заработала 233 миллиона, в десять раз больше «Котла». Кажется, дела начали налаживаться.
И если Русалочка часто попадается в Диснейлендах, то вот героев из «Чёрного котла» вы там не увидите. Правда, в Японии Рогатый Король пугал посетителей в комнате страха, есть даже видео с его появлением. Но говорят, потом и оттуда его попросили.
На самом деле, помимо того, что «Котёл» чуть не обанкротил Диснея, он всё же внёс кое-что новое в анимацию. Например, некоторые сцены впервые были созданы на компьютере. В дальнейшем студия всё чаще начнёт рисовать мультики с помощью CGI. А ещё, над проектом работал Тим Бёртон, правда, его рисунки так и не использовали.
Сегодня Дисней — одна из самых богатых студий и может позволить себе провалы. Но кто знает, чего стоило студии продолжить работу в 1985 году после того, как мультипликаторы чуть не утонули в собственном «Чёрном котле».
«Это абсолютный эскапизм»
Нам не нужно было заглядывать слишком далеко, чтобы найти следующего суперфана: Лора Бэйли – «большой поклонник аниме» – и она является помощником продюсера на BBC 1Xtra, в двух шагах от нас на Newsbeat.
Авторское право на изображение
Alamy
Подпись к изображению
Мой сосед Тоторо, с 1988 года, является одним из самых известных фильмов студии Ghibli
«Здорово иметь его на Netflix, потому что люди действительно знакомятся с аниме и смогут смотреть классические фильмы и понимать, что же такое шумиха», – говорит Лора.
Она говорит, что традиционный стереотип того, кто смотрит аниме, со временем меняется.
«Я знаю, что многие рэперы, такие как AJ Tracey, говорили о просмотре аниме, я не думаю, что это похоже на странную или вызывающую вещь, как это было в детстве», – говорит Лора.
«Это абсолютный эскапизм, как японский Дисней. Он перенесет вас в другой мир, если вы когда-нибудь выросли с мультфильмами».
«Порко Россо» (1992)
Миядзаки в своем творчестве любил и воспевал не только небо, но и его главного спутника — самолеты. «Порко Россо» — это довольно реалистичная история про летчика-свина, который после прихода в Италии к власти фашистов, устраивается к ним на работу. Его задача — сражаться с воздушными пиратами, которые грабили суда.
Этот сюжет о заблуждении, персонажах, которые живут и работают, по ту сторону здравого смысла, найдет развитие в самой новой картине Миядзаки — «Ветер крепчает». Но «Ветер» все же история об идеалисте, а «Порко Россо» — о выдающемся приспособленце, который разочаровавшись в окружающем мире, просто начинает зарабатывать деньги. Несмотря на то, что действие мультфильм происходит в 30-е годы прошлого века, это очень актуальный сюжет и герой для сегодняшнего дня.
Ghibli спасёт творец «Евангелиона»?
Впрочем, и в Японии таланты ещё не иссякли. По словам Судзуки, есть человек, которого Миядзаки признаёт своим учеником и который способен спасти индустрию аниме в ближайшие десять лет. Это Хидэаки Анно, аниматор «Навсикаи» и «Могилы светлячков», создатель культового сериала «Евангелион» и сэйю (актёр озвучания) главного героя в «Ветер крепчает».
К молодёжи его причислить трудно — Хидэаки 55 лет, однако на фоне мэтров Ghibli он действительно юнец. Анно пришёл устраиваться на работу к Миядзаки четверть века назад, и, хотя впоследствии он переключился на собственные проекты, доверительные отношения между учеником и учителем сохранились до сих пор. Миядзаки даже не прочь доверить Анно съёмки сиквела «Навсикаи».
Пока что возможного преемника в штат Ghibli не приглашали. В 2016 году Анно занят игровым фильмом «Годзилла: Возрождение» (он его сценарист и один из режиссёров). Но вклад в анимацию Анно по-прежнему вносит. В 2015 году он вошёл в совет директоров стартапа Deho Gallery — совместного предприятия студий Khara, Ponoc и Dwango, созданного, чтобы сберечь искусство нарисованных от руки фонов в аниме. Консультантом проекта выступает ветеран Ghibli, арт-директор Казуо Ога. Заодно Анно поддерживает проект, в рамках которого создаются и распространяются пятиминутные мультфильмы.
Хидэаки Анно (справа) считает Миядзаки своим учителем
По мнению Анно, японская анимация угасает в том числе из-за экономических проблем. Лет через пять, максимум двадцать, она совсем придёт в упадок, и надо хоть как-то помогать ей выбраться из тупика. Но совсем азиатская анимация не исчезнет. Она просто расцветёт где-то в другом месте — например, на Тайване, где люди пышут энтузиазмом и добились больших успехов в компьютерной графике.
Даже в том, что из Ghibli разбегаются сотрудники, Анно отыскал положительную сторону: дескать, они усилят другие команды. А разбежавшихся много. Ёдзиро Арай, аниматор «Ариэтти», «Кокурико» и «Ветер крепчает», перебрался в Studio Colorido и минувшим летом представил свой режиссёрский дебют — «Тайфун Норуды». Ёшихару Сато, аниматор «Возвращения кота», «Ведьминой службы доставки» и «Ариэтти», в январе 2015-го снял рекламный ролик для компании Satsuma Shiranami. А Нобуо Каваками, продюсер «Рони», стал продюсером в компании Kadokawa Dwango и режиссёром на студии Khara, а заодно написал книгу «Тайна содержимого: Вещи, о которых я думал в Ghibli».
Робот из «Лапуты» в музее Ghibli (фото: Wei-Te Wong)
Хаяо Миядзаки ещё до ухода со студии говорил:
Я человек двадцатого века. Не хочу иметь дела с двадцать первым.
Когда усилились порывы ветра перемен, сотрясающего аниме, его уход стал лишь вопросом времени. Студия Ghibli, оставшись без отца-основателя, ослабела. В последние годы она, несмотря на планы Судзуки и сдержанный оптимизм Такахаты, работала лишь над побочными проектами — рекламой и продюсированием мультфильма «Красная черепаха».
Но даже если у Ghibli не временная спячка, а окончательное увядание, она успела посеять семена, которым не страшны ни расстояния, ни языковые барьеры. Её любят и зрители, и аниматоры, в чьих лентах нет-нет да и промелькнёт что-то миядзакиевское.
А тот, кого помнят, не исчезает насовсем.
Так что это значит для фанатов?
Мы поговорили с тремя суперфанами Studio Ghibli, которые не могли сдержать волнение после прослушивания объявления.
Авторское право на изображение
Сара Тейлор
Подпись к изображению
Любимый фильм Сары студии Ghibli – «Движущийся замок Хаула»
Сара Тейлор была впервые представлена в фильмах ее японской соседкой по дому.
«Я увидела несколько рисунков на ее стене и подумала:« Что это? Это удивительно ».
«Она показала мне фильм, и я был очарован, он действительно показал мне, как может выглядеть японская жизнь с захватывающим волшебным элементом на вершине», – рассказывает она Radio 1 Newsbeat.
«Когда я говорю, что люблю аниме, люди немного закатывают глаза, если не видят их и не понимают.
«Люди до сих пор думают, что это просто мультфильмы, но они взрослые фильмы».
Как «Чёрный котёл» чуть не пустил ко дну Диснея
Сорок четыре миллиона долларов вбухал Дисней в этот мультфильм. Кто-то ещё считает, что делать мультики дешёво?
Например, «Назад в будущее», который вышел в том же 1985 году обошёлся лишь в 19 миллионов долларов, а «Рокки 4» в 30 миллионов.
«Чёрный котёл» был слишком смелым и дорогим экспериментом.
Посудите сами — мрачный, тяжёлый мультик про мальчика-свинопаса и его соперника Рогатого Короля. Тут нет весёленьких диснеевских песен, юного зрителя ждёт гнетущая атмосфера безысходности. Неудивительно, что фильм провалился в прокате.
Для Диснея это был, действительно, серьёзный убыток. Их предыдущий мультик «Лис и пёс» стоил в 4 раза дешевле и собрал 63 миллиона долларов. Неплохо прокатились и «Спасатели» — 7,5 миллиона бюджет и 75 миллионов сборов. В «Чёрном котле» утонула почти вся полученная ранее прибыль.
Кто знает, как сложилось бы будущее Диснея, если бы их следующий мультфильм — «Великий мышиный сыщик» тоже провалился. К счастью, Бэйзил с Бейкер-стрит и мышь-военный в отставке Дэвид Доусон сумели расположить к себе зрителей. И хотя доходы и не покрыли убытки от прошлого мультфильма, но хотя бы не вогнали студию в ещё большие минусы.
Но настоящее богатство Диснею принесла «Русалочка», вышедшая в 1989 году — при бюджете в 40 миллионов она заработала 233 миллиона, в десять раз больше «Котла». Кажется, дела начали налаживаться.
И если Русалочка часто попадается в Диснейлендах, то вот героев из «Чёрного котла» вы там не увидите. Правда, в Японии Рогатый Король пугал посетителей в комнате страха, есть даже видео с его появлением. Но говорят, потом и оттуда его попросили.
На самом деле, помимо того, что «Котёл» чуть не обанкротил Диснея, он всё же внёс кое-что новое в анимацию. Например, некоторые сцены впервые были созданы на компьютере. В дальнейшем студия всё чаще начнёт рисовать мультики с помощью CGI. А ещё, над проектом работал Тим Бёртон, правда, его рисунки так и не использовали.
Сегодня Дисней — одна из самых богатых студий и может позволить себе провалы. Но кто знает, чего стоило студии продолжить работу в 1985 году после того, как мультипликаторы чуть не утонули в собственном «Чёрном котле».
«Унесенные призраками» (2001)
Мультфильм, который прославил студию Ghibli на весь мир. «Унесенные призраками» заработал в мировом прокате около $300 млн, стал самым кассовым фильмом в истории японского проката, обогнав непотопляемый «Титаник». А также принес Миядзаки совершенно заслуженного «Оскара».
Это довольно причудливая, страшная и манящая картина про девочку Тихиро, которая вместе со своими родителями совершенно случайно попадают в волшебный мир. Там злая колдунья Юбаба превращает маму и папу Тихиро в свиней, и девочка должна понять, как обмануть колдунью и спасти родителей. Как всегда у Миядзаки, картину можно трактовать с разных сторон, это как на нее посмотреть. Но, безусловно, то в первую очередь «Унесенные призраками» — это мультфильм не только о взрослении, но и о первой ответственности. Возможно, лучшая картина студии Ghibli.
Правила Ghibli
Каллиграфический плакат, висевший в студии, гласил:
«Пожалуйста, увольтесь, если:
- у вас нет идей;
- вы работаете, только когда вам скажут;
- вы привыкли полагаться на других;
- вы избегаете ответственности;
- вам не хватает энтузиазма;
- вы любите жаловаться;
- вы часто берёте отпуск или опаздываете на работу».