Анонс The Bard; s Tale IV: Barrows Deep
Жанр: ролевая игра.
Разработчик и издатель: inXile Entertainment.
Платформа: PC.
Дата релиза: третий квартал 2018 года.
Системные требования (по данным Steam, май 2018): Win 7 64, Core i5-4590, 8 ГБ ОЗУ, видеокарта GTX 970 или аналогичная.
Вы стоите в «подземелье». Нет, не в мрачном склепе, поросшем паутиной, а в волшебном лесу. Пышные кроны исполинских деревьев переливаются в лучах теплого солнца яркими оттенками желтого, оранжевого и красного. Вы можете свободно перемещаться по опушке, движения не скованы сеткой тайлов. Все это так знакомо и так необычно одновременно. Неужели это новое слово в жанре, столь же старом, как и сама игровая индустрия?
СПРАВКА
История мира The Bard’s Tale основана на мифологии народов Шотландии. Например, название подземелья Скара-Брей отсылает к реальному поселению эпохи неолита, обнаруженному у залива Скейл на западном побережье острова Мейнленд, Оркнейские острова, Шотландия.
— Мы хотим сохранить ключевые особенности жанра, однако планируем максимально осовременить игру, — говорит Брайан Фарго, создатель оригинальной The Bard’s Tale 1985 года. Сейчас Фарго со своей командой из inXile Entertainment работает над The Bard’s Tale IV: Barrows Deep — продолжением некогда культовой серии фэнтезийных ролевых игр.
Говоря о наследии жанра dungeon crawler и серии The Bard’s Tale в частности, Фарго в первую очередь имеет в виду канон: партия героев, лабиринтообразные подземелья, вид от первого лица и пошаговые бои. Что же касается современного подхода к классической формуле, то inXile не первые разработчики за последние годы, кто пытается ее осовременить. Еще в сиквеле Legend of Grimrock мы выбирались из душных пещер, а пошаговые бои уступили место динамичной боевой системе. Но изменения в The Bard’s Tale IV, похоже, будут более радикальными.
Дэвид Роджерс, креативный директор проекта, отмечает, что большинство современных игр в жанре dungeon crawler все еще выглядят и воспринимаются архаично:
— Ровные углы и прямые поверхности, состоящие из квадратных блоков одинакового размера, — вот что видят игроки, проходя очередную RPG про исследование подземелий. Мы постарались избежать этого. Больше неровных поверхностей, больше естественной архитектуры и природы.
Отдельный предмет гордости разработчиков — динамическое окружение, призванное вдохнуть в игру больше жизни. Благодаря Unreal Engine 4 каждая травинка, каждое дерево в The Bard’s Tale IV будут анимированы. Все это сделано с одной единственной целью — заставить игроков почувствовать, что они находятся в открытом мире, который существует по своим законам.
Тем не менее, открытый мир в игре отсутствует. Все объекты в The Bard’s Tale IV строго привязаны к сетке, чтобы сохранить за игроком чувство контроля: ведь в dungeon crawler очень важно понимать, в какой именно клетке локации находишься.
— Вы всегда сможете взять миллиметровку и нарисовать на ней карту подземелья и даже всего игрового мира, как в старые добрые времена, — подтверждают Роджерс и Фарго. — Однако благодаря новому физическому движку мы сможем избавить игроков от ощущения пошагового передвижения по локациям, этих перемещений от блока к блоку.
Совет по обзору
Этот квест проходится по завершении основного сюжета игры.
Внизу, в старой Гильдии Авантюристов, есть обзорная доска. Этот побочный квест получается внизу, как только вы впервые появляетесь в гильдии (вместе со вторым основным квестом).
Квест происходит на протяжении всей основной сюжетной линии. Комиссия будет вызывать вас время от времени, когда вы достигнете великого дела, или подытожите свои действия и, возможно, вознаградите вас.
Интерфейс Bard’s Tale 4: Barrows Deep
1. Поле с голубыми светящимися краями. Обозначает, где могут стоять и куда могут переместиться члены команды.
2. Панель навыков. Используется только перед битвой и во время неё. На ней можно поставить умения и навыки, которыми будут пользоваться члены команды во время сражения.
3. Кнопка, открывающая панель с выученными отрядом песнями.
4. Верхняя панель. С неё можно попасть в инвентарь, дневник (в котором можно посмотреть текущие задания), карту и меню.
6. Квест, за которым вы следите в данный момент.
The Bard’s Tale
Разработчик: inXile
Издатель: Ubi Soft
Жанр: RPG
Официальный сайт: www.thebardstale.com
Рекомендуемая системная конфигурация:
- Процессор: 1800 МГц
- Память: 512 МБ RAM, 1.4 ГБ HDD
- Видеокарта: GeForce 4 с 64 МБ памяти и выше
- ОС: Windows 98SE/2000/XP с установленным DirectX 9
- Прочее: звуковая карта, 8x CD-ROM
Тестовая система:
Он циничен. Он в меру жаден, в меру любвеобилен. В основном, он сам за себя, не страдает желанием спасти весь мир или хотя бы отдельно взятое королевство. Он неплохо играет на лютне, любит управлять людьми или другими существами, хорошо справляется с луком, а также дерется на мечах и топорах, не считая кистеней, булав и других морнингстаров. Предпочитает говорить правду в лицо, и в основном за себя, а не за других. Не ведется на лесть и явную ложь, тем не менее, предпочитая их в собственной тактике общения. Кто он? Это вы. Не узнали себя? А зря – ведь именно вы играете главную роль в этом проекте, The Bard’s Tale (2005).
Удачливый неудачник
Его зовут Бард. Просто Бард. Он всего лишь собирательный образ, но не конкретная личность. Аккуратная аристократическая бородка, на вид лет 25-28. Его чувство юмора так же превосходно, как и отсутствие чувства меры. Он и думает точно так же, как и вы.
А начинается все с того, что Бард оказывается в городке под названием Хутон. Что он там забыл? Неизвестно. Но то, что забыл – это факт. По ходу его приключений выяснится, что он успел отметиться в нескольких местах этой загадочной местности, причем не самым лучшим образом. В одном городе он выпустил из клетки дракона, в другом – охмурил дочь фермера, чуть не доведя дело до свадьбы. Не только Бард, но и вы будете с удивлением и некоторым наслаждением получать информацию о его похождениях, скажем так, от третьих лиц. Причем не всегда эти третьи лица будут рады видеть Барда. В некоторых случаях ему выскажут все, что о нем думают с использованием местных идиоматических выражений. В некоторых – сразу дадут по морде. И лишь в редком случае его будут чествовать как знатного воина. В основном, это будут всякие отморозки вроде викингов, которым Бард позволил занять и разграбить мирный городок.
У Барда есть только одна цель. Найти и спасти принцессу. Нет, сексуальное влечение тут ни при чем, хотя принцесса очень даже хороша собой. У нее, как она утверждает, под боком целое царство с прилагающейся казной, которое она с удовольствием разделит со своим супругом. Барду искренне и глубоко плевать на женитьбу, его привлекает исключительно золото. Хотя ножки у нее ничего.
Брайан Фарго, дальновидный продюсер ныне почившей компании Interplay, а заодно и создатель оригинального сериала Bard’s Tale (все три части вышли на Commodore 64 и РС в конце 80-х), свое дело знает. Он одновременно напоминает о том, что был такой тайтл (и он был в те времена далеко не последним), а заодно высмеивает все ролевые игры, вместе взятые. Возьмем, к например у, распространенную ситуацию. В некий момент в игре вы сохраняетесь, идете к NPC, выслушиваете диалог, затем идете мочить монстров/выполнять квест. К сожалению, вы погибаете, перезагружаетесь, и снова вынуждены прослушать диалог – в большинстве случаев его можно пропустить. В The Bard’s Tale, пропустив уже известный диалог, Бард выдает острую реплику типа «Уже слышал» или «Давай ближе к делу» – это ли не полностью отражает ваши собственные мысли?
Или вот еще. В первой же деревушке, после уничтожения нескольких бочек к вам выходит некий NPC и предлагает оплату за каждую бочку, которую Бард разнесет на своем пути. Это необычное задание он мотивирует тем, что является производителем бочек, и действия Барда поднимут ему бизнес, который в последнее время у него совсем не ладится вследствие засилья бочек. И это не последний штамп, который выворачивается наизнанку. Представьте себе, что вы попали в ролевое Зазеркалье. Здесь все не так, как вы привыкли – и потому оно так привлекает. Лекарем здесь служит не привычная всем эльфийка, а страшная на вид колдунья – то ли орк, то ли гоблин по национальности. Разведчик, обезвреживающий ловушки, делает это исключительно оригинальным способом – он просто ложится сверху на колья или пытается удержать сдвигающиеся стены, да еще приговаривает что-то вроде «Должен… обезвредить… ловушку…». Рыцарь, судя по репликам, всегда готов служить кому угодно, только не своему хозяину, а светлая фея разговаривает исключительно мужским прокуренным баритоном. Многие, казалось бы, положительные герои, предпочитают общаться знатным псевдоматерком, хотя сам Бард произносит главное слово на букву «F» всего лишь один раз за всю игру – и то его скрывают «бипами». С другой стороны, хоть диалоги здесь не слишком интерактивные, но для тех, кто предпочитает исключительно положительную склонность героев, есть вариант «доброй» реплики. Со «злым» вариантом куда интереснее, к тому же зачастую именно он приводит к различным бонусам.
В модных традициях (и это тоже пародия) игра ведется от лица Рассказчика, который оставляет игроку возможность поучаствовать в боевых действиях, ответить на диалог и так далее. Рассказчик настолько ехиден, что комментирует каждое действие. Загрузка сохраненной игры идет у него с фразой «Так, на чем мы остановились? А, вот: Бард выставлял себя круглым дураком…». После каждого диалога Рассказчик добавляет свое мнение по обсуждаемому вопросу. Но и Бард не так-то прост. После одного из сюжетных диалогов наш странствующий герой выдает такой перл, что Рассказчик даже обижается на него: «Кто здесь комментирует – ты или я?». Если в какой-нибудь другой игре и можно пропустить очередное «пойди туда, не знаю куда», то в The Bard’s Tale пропустить хоть одну строчку – это все равно равно, что укоротить свою жизнь на пять минут.
Еще один просто восхитительный наезд парового катка – это вещи, которые выпадают из противников. После первого же убийства Бард с недоумением замечает, что от волка осталась шкура и куча золотых монет, что не совсем логично. На это Рассказчик отвечает, записывая историю, что из первого попавшегося волка выпал набор бытовых приборов. И действительно, пародируя многие ролевые игры, дизайнеры «напихали» во врагов самые разные вещи: постеры «Разыскивается Бард», семейные фотографии монстров, пояса для бодибилдинга, сувениры из Стоунхенджа, штанишки с рубашками – и все это далеко не в единственном числе! Все предметы, правда, тут же превращаются в золото, так что инвентарь не забивается всяким хламом.
Оттягиваясь на штампах, мистер Фарго не забыл проехаться и по известному всем ролевому проекту. Отдельной сюжетной линией по игре проходят юноши бледные со взором горящим. Они бегают с деревянными мечами, но, как правило, не далее первого монстра. Следующая их встреча – Бард, обыскивающий тело одного из таких неудачников. Правда, юношей не так уж и много, и каждый раз, когда Бард натыкается на тело, выскакивает троица эльфов, поющих грустную песню во славу погибшего искателя приключений. Причем каждый раз – разную. Сами же приключенцы называют себя Избранными – The Chosen One. Ничего не напоминает?
Геополитика фэнтезийного мира
Мир The Bard’s Tale срисован со вполне реально существующих локаций. Где-то между Шотландией и Ирландией есть остров с названием Orkney, контуры которого в точности совпадают с картой игры. Деревушки, города – вообще местность в целом напоминает британские леса и поля, порой даже натуральные «хайлендские» горы. Более того, абсолютно все герои говорят именно с тем акцентом, который привыкли воспринимать поклонники лингофонных лингафонных курсов.
Отдельный абзац хочется посвятить Кэри Элвесу, который озвучивал Барда. По сути, в мировом кинематографе он отметился только в двух значимых ролях: главный герой фильма «Робин Гуд: мужчины в трико», что снимал гений пародийных комедий Мел Брукс, и доктор Лоуренс Гордон, не постеснявшийся в приступе семейной любви отрезать себе ногу лобзиком в кинофильме «Пила». Были у него и другие роли (например, в первых «Горячих головах», «Дракуле Брэма Стокера»), но их степень не позволяла раскрыть весь талант Элвеса. Собственно, «Пилу» я посмотрел совсем недавно, после того, как прошел The Bard’s Tale. Смотрел в оригинале, и «одним глазом» – не люблю триллеры. Когда герой Элвеса накричал на своего собрата по несчастью, я вздрогнул – настолько узнаваемым оказался этот окрик. А теперь представьте – тот же самый голос, те же интонации, но уже с идеальным британским акцентом. Кэри Элвес – просто гений имитации. Монологи самого эгоистичного героя в игровой индустрии в его исполнении можно выпускать отдельным диском – они того стоят. Естественно, когда речь идет не о «русефекации».
Там, где есть Бард, должна быть и музыка. Для проекта был записан десяток песен, включая целую серию под общим названием “It’s a bad luck to be you”, которые в основном посвящены Избранным. У меня до сих пор не поднимается рука снести игру с винчестера только по одной причине – будучи в хорошем настроении, я запускаю The Bard’s Tale и прослушиваю по очереди все композиции, настолько оригинально и уморительно они исполнены. Опять же, в духе сборников типа “Traditional Irish Drinking Songs”. К тому же в одном из подземелий есть некие «каменные головы», которые исполняют смешные до колик в животе лимерики (пятистишия, как жанр возникшие в ирландском городе Лимерик).
Процесс пошел
Несмотря на все дифирамбы, игра игра, с точки зрения геймплея , не являет собой ничего выдающегося. Боевая система – типичный hack & slash, что неудивительно, так как она построена на несколько устаревшем движке Baldur’s Gate: Dark Alliance. Она во многом похожа на этот… гхм… уникальный проект, ничем не напоминающий своих знатных предшественников. Ну так вот, с Суть игры – ходить и мочить в реальном времени. В игре фигурирует скудное количество оружия и брони, которые можно либо купить, либо найти в каком-нибудь подземелье. Также есть артефакты, с помощью которых можно вызвать на помощь полубожественные силы. Весь прикол в том, что на вызов требуется потратить некое количество кристаллов, которые нельзя купить – только найти. Естественно, ближе к концу игры, когда у меня оставалось несколько сотен этих самых кристаллов, я вовсю пользовался артефактами, наблюдая за агонией финального босса.
Магия как таковая здесь представлена лишь одной «школой». Причем она же является одной из самых невостребованных в других играх. Магия Вызова Существ, Summoning Magic. Никаких файрболов, элементальных заклинаний, тотальных воскрешений и других божественных атак. Только магия вызова, причем используется она посредством лютни, которую так тщательно оберегает Бард. Поначалу вызову поддается только одно существо, но с развитием истории, выполнением заданий и покупкой карт с подземельями, битком набитыми сокровищами, можно найти кое-что получше: например, лютню «на три персоны», повышенное содержание маны и так далее. Заодно можно откопать мелодии, воспроизводя которые, Бард вызывает подмогу.
Сами зверушки делятся на четыре класса, которые в свою очередь делятся на четыре существа. Комбинируя тех или иных монстров можно добиться значительного результата. Например, неприглядная колдунья, лечащая всех дружественных созданий , плюс рыцарь-наемник , плюс камнеметатель в целом дадут хороший эффект: пока вы уничтожаете врагов, шаманиха (мисс Орк 2005) залечивает ваши раны. Неплохо работает обычная крыса, которую Рассказчик описывает как самое страшное и кровожадное существо в мире. Это только один из вариантов – а так из 16 спутников всегда есть, кого выбрать. К тому же Фарго не отказал себе в удовольствии еще разок проехаться по Fallout: в одном из эпизодов можно приручить собачку, которая в ходе сюжета умирает, но возрождается в качестве злобного и неуничтожимого духа. Dogmeat навсегда.
Управление в игре весьма странное. Поначалу я ругался, плевался и всячески боролся с камерой, которая желала двигаться исключительно вверх и вниз – от силы на две трети экрана. Общение с магией и инвентарем мне показались отдельным кругом ада. Но в итоге я признал свое поражение, и с середины игры настолько привык, что с некоторым страхом призадумался – а не мазохист ли я, часом? Ох уж эти приставочки, ох уж эти приставочники.
Уровень сложности разочаровывает. Для портированного с приставок проекта я вовсе не ожидал, что мне придется потратить совсем чуть-чуть «дополнительного» времени, чтобы открыть все бонусы, посетить все подземелья и так далее. Более того, предпоследний перегон между сохраненками я одолел с первого раза, не говоря уже о финальном боссе, который падал замертво от постоянного использования артефактов (см. выше). То есть, кому-то это может показаться сложным – но невооруженным взглядом видно, что игра в первую очередь рассчитана на поклонников хорошего английского юмора, нежели однообразного hack & slash.
Имейте фан
Сами разработчики позиционируют игру как «поход за монетой и определением». Бард плевать хотел на моральный фактор спасения принцессы (которая еще и не факт, что… ладно, молчу). Ему до лампочки, что он – Избранный, пусть даже он об этом и не знает. Ему нужны только деньги, женщины и выпивка. И это только малый кусочек пародийной составляющей игры. Помимо вышеописанного в игре даже есть ролик Outtakes – «неудачных дублей» вроде тех, что любит вставлять в титры своих фильмов актер и режиссер Джеки Чан. Смонтированы они, конечно, специально – но воспринимаются именно в таком ключе, будто действительно были смешные дубли.
В первую очередь хочется посоветовать игру знатокам английского языка (можно даже американского английского). Да, я в курсе, что игру выпускает компания 1С, а локализует знатный конвейер «Логрус» – но там вы не дождетесь всего спектра приколов и гэгов, которые Брайан Фарго заложил в свой проект. Поэтому рекомендую найти оригинальную версию и, забив на все, пройти от начала и до конца, не пропуская ни строчки. А чтобы открыть все песни, ролики и галерею рисунков, вам придется ближе к концу спустить всю наличку в пользу местной церкви. И пусть Бард жутко возмущается, но, поверьте, оно того стоит.
Ссылки по теме:
- Обсуждение игры на нашем форуме
Плюсы:
- Великолепнейший юмор!
- Множество приколов и гэгов.
- 10 часов фана!
Минусы:
- Дурная приставочная наследственность.
- Некоторая доля однообразия.
- Трудно найти оригинальную версию.
Загадки и загадки
The Bard’s Tale IV выйдет до конца 2018 года, но inXile не торопится раскрывать все карты. Разработчики увлеченно рассказывают о дизайне подземелий, новой боевой системе и свежем взгляде на устоявшийся жанр, но при этом отказываются делиться какими-либо подробностями сюжета. Не стоит забывать и про головоломки, которые в игре обязательно будут, — Брайан Фарго обещал!
Одним из примеров местных паззлов служит руническая головоломка, которую предстоит решить игрокам во время выполнения квеста в замке Хангскалл: необходимо активировать руны в определенной последовательности. Никуда не исчезнет и поиск сокровищ по карте, и мифологические загадки.
Команда inXile даже придумала волшебное оружие (в оригинале — puzzle weapons), созданное эльфийским мастерами. Суть этого оружия в необычной системе безопасности, сохраняющейся от его прежнего владельца. Так, чтобы полностью открыть доступ ко всем возможностям такого снаряжения, придется решить простую задачку или серию головоломок. Например, придать кристаллу в кинжале определенный цвет, чтобы лезвие начала источать яд, или же активировать рунический лабиринт, вставив в меч кристалл определенного цвета, пройти его, получить доступ к загадке, разгадать ее и, наконец, открыть главный пассивный навык оружия — возможность заживо сжигать противников.
Если просуммировать все идеи и игровые механики, которые inXile стремятся реализовать в The Bard’s Tale IV, то нас ожидает потенциально одна из самых интересных классических ролевых игр последних лет, которая не только сохраняет традиции жанра, но и стремится привнести в него свежие идеи. А насколько удачным получится этот сплав из ролевой игры, тактики и стремления остаться верным жанровым корням, мы узнаем уже совсем скоро.
Четыре вещи, которые вам стоит знать перед выходом игры The Bard’s Tale IV
Вот-вот выйдет уже четвертая часть довольно именитой приключенческой RPG серии — The Bard’s Tale. Самая первая игра появилась на свет даже раньше, чем я — то есть в 1985 году. А последняя посещала наши с вами компьютеры в не менее далеком 2004 году. Но вы можете погуглить пару минут и воскликнуть — «Врун! Это же уже пятая игра, так какого лешего это часть имеет цифру 4?». На что я вам могу все просто объяснить — первые три части разрабатывала почившая Interplay, а вот неномерной «ребут» серии — уже InXile Entertainment. Вот и выходит, что игра 2018 года — это продолжение третьей части, которая вышла из-под крыла Interplay в 1988, а не игры образца 2004 года.
Игра The Bard’s Tale IV от InXile Entertainment буквально сразу показывает нам свои нежные чувства. Начало новой игры перебрасывает игроков на катсцену с актерами, двое из которых напялили откровенно фальшивые эльфийские уши. Они сидят перед нарисованной картиной таверны. Трое из них внимательно слушают, как еще один играет на небольшой арфе, рассказывая историю игры, в которую вам предстоит играть. Картинка пропитана теплым оттенком сепии, и когда сцена заканчивается, то актеры напрягаются, словно замирают, и свет гаснет. Выглядит это странно и несколько неловко, но очаровательно.
Учитывая, что эта серия игр очень старая, в The Bard’s Tale IV проскакивают нотки ностальгии. Она напоминает старые компьютерные игры, в которые подростки играли на старинных компьютерах в подвале дома. На первый взгляд серия может показаться не очень, но под этой блеклой наружностью скрывается интересная боевая система и интригующий мир.
И вот 4 вещи, которые стали понятны после двух с половиной часов, проведенных за игрой:
1. Мир игры будет интересен всем, как новым, так и старым игрокам
Даже до того, как вы попадете в главное меню и до катсцены с «эльфами», вступительный ролик представляет вам мир игры. Огромные боги, похожие на растения-Ктулху, под названием Famhair превратили приматов в людей, которые начали войну с эльфами и дворфами. Эти боги были повержены и запечатаны песней, которую исполнила человеческая девушка, обреченная исполнять эту песню вечно.
Не совсем понятно, как люди, порожденные злыми богами, продолжили мирно сосуществовать с остальными расами, но будем надеяться, что это объяснят чуть позднее в самой игре. Для тех, кто никогда не играл в серию Bard’s Tale, игра очень грамотно расставляет акценты и презентует нам силу песни. Это дает ощущение, что предстоит поучаствовать в чем-то эпичном.
Как только вы оказываетесь в игре, вы сталкиваетесь с иным сюжетом. Группа религиозных фанатиков, называющих себя Fatherites, выслеживает и убивает не-людей и магов. Это ставит мультикультурную гильдию магов (членом которой вы являетесь) под угрозу. На гильдию нападают и вынуждают героя бежать через подземный ход в здание старой гильдии.
Вскоре выясняется, что загадочная группировка подсылала своих не человеческих агентов, чтобы те унижали и оскорбляли людей, провоцируя таким образом преследования со стороны Fatherites. История The Bard’s Tale IV затягивает, и хочется поскорее узнать, а как же связаны между собой катсцены и начальный сюжет.
2. В игре глубокая боевая система
Бой The Bard’s Tale IV проходит на поле 4х4. Ваши воины располагаются на восьми клетках с одной стороны, а напротив находятся войска противника. Местоположение влияет на то, могут ли войска дотянуться друг до друга, чтобы нанести удар. Есть различные виды ударов: есть обычные; но есть и те, которые наносят урон на две клетки или же удар «притягивает» противника с задней клетки на переднюю; а есть и другие, что наоборот – отталкивают. За счет этого достигаются весьма интересные и разнообразные комбинации в бою.
Размещение бойцов имеет значение. Это будет плохой идеей поставить мага на первую клетку перед врагом, а вора – спрятать в глубоком тылу. Благо, перед битвой можно озаботиться о боевом порядке в своей армии. Но даже тщательный баланс и расположение не дает стопроцентного шанса на победу – ведь неприятель всего за пару ходов при помощи своих способностей может спутать вам все карты.
3. В игре крутая система исследования мира
Игровая механика весьма интересна. По мере того, как вы пополняете свой отряд новыми бойцами, вы получаете доступ к Songs of Exploration – заклинаниям, которые используются для открытия секретных дверей или решения головоломок. Умение “Hidey-Bide” позволяет видеть на карте припрятанные тайники с хабаром, а “Jarnel’s Eyes” показывает иллюзии и скрытые предметы. Например, это заклинание раскроет то, что жители деревни вовсе не те, за кого себя выдают. И все вот эти способности позволяют сильнее прочувствовать жизнь барда.
Закрытые двери иногда открываются после решения небольшой головоломки, в которой необходимо двигать шестеренки, пока у вас не выйдет работающий механизм. Это лишь дополнительная механика ко всему остальному и не вызывает особых сложностей, но это куда веселее, чем просто искать ключ (хотя иногда и это тоже надо).
4. Презентация игры… посредственная
Голоса актеров в игре еще куда ни шли, но вот все остальное – это халтура. Есть несколько видов катсцен: вручную нарисованные красками синематики, которые раскрывают историю мира, Full Motion Video (или по-человечески – с живыми актерами) и катсцены на игровом движке.
Самое странное, что большинство выглядит следующим образом: в пререндереный задник помещаются плоские и размытые фигуры персонажей. Никакого липсинка нет и в помине. Если вам сложно представить описанное, то вспомните синематики по Hearthstone, только в посредственном 3D.
Игровая составляющая тоже не идеальна. Освещение сносное, текстуры мутноваты, а модели персонажей не блещут разнообразием.
Так же игра не такая смешная, как ожидаешь от этой серии, которая завоевала себе репутацию тем, что заставляла игроков смеяться от пьянства и распутства на экране. Есть пару шуток, от которых и вовсе закатываешь глаза. Например, у воришки навык шарить по карманам называется «cavity search», но большинству игроков это ничего не скажет и вряд ли вызовет улыбку. А еще иногда враги поворачиваются к вам и показывают вам зад.
Первые четыре часа The Bard’s Tale IV выглядят резковатыми и неоднозначными, но у игры есть интересные идеи, которые увлекают. Нам остается только ждать 18 сентября, когда выйдет игра, чтобы понять – удалось ли InXile Entertainment реализовать в новой серии весь потенциал франшизы.
Но в одном я уверен точно – я очень хочу увидеть больше этого парня с накладными эльфискими ушами. Дайте нам больше FMV в игре, ну пожалуйста!
Вечеринка Логика
Квест представляет собой одну большую головоломку, состоящую из четырех часовен. Это прохождение объясняет, как ее решить.
Квест начинается в лесу Иншриах, к востоку от “таверны”.
Вы найдете четыре часовни там. Чтобы завершить этот квест, вы должны выполнить хотя бы квест «Кровь королей». Вы должны получить четыре тома Званого обеда. Их можно найти по пути, во время завершения основных миссий. Они нигде не спрятаны.
Первая часовня слева должна содержать следующее: яблоко, бульон, Званый обед Том 1.
Вторая часовня должна содержать следующее: картофель, виски (его можно купить в таверне Баедиш), Званый обед Том 2.
Третий должен содержать следующее: капусту, сидр, Званый обед Том 3.
В четвертой часовне вы должны поместить следующее: морковь, старец Гномов и Званый обед Том 4.
Ворота позади вас откроются. Там есть сундук и записка.
Выполнение этих действий завершит побочный квест.
Создание персонажа
Создание и развитие основного персонажа — это один из самых важных аспектов Bard’s Tale 4. Созданный в самом начале герой всегда будет в команде: от него нельзя избавиться или заменить его более сильным персонажем. Именно поэтому нужно подойти к его прокачке со всей ответственностью.
Всего есть четыре доступных класса: бард, воин, вор и практик. Все классы отличаются друг от друга начальными характеристиками, а также оружием и броней, которую они могут использовать.
Какие характеристики существуют в Bard’s Tale 4? Вот их полный список:
Телосложение. Отвечает за живучесть персонажа. Одно очко характеристики дает 1 ед. здоровья. У воина самое высокий уровень телосложения, тогда как у практика — самый низкий. Танкам нужнее всего.
Сила. Определяет количество наносимого урона. Практик и воин начинают с 7 ед. силы, а вор и бард — с 5 ед. силы. Важны для персонажей, которые наносят большой урон противникам.
Класс брони. Каждая единица этой характеристики понижает получаемый урон на 1. Все персонажи начинают с нуля.
Очки заклинаний. Характеристика, отвечающее за максимальное количество маны. Она важна только бардам и практикам. Оба класса начинают с 2 ед. этой характеристики.
Интеллект. Увеличивает очки урона, которые персонаж принимает безболезненно во время концентрации или фокусировки. Важен для всех классов и ролей кроме воров.
Нельзя забывать, что выбор расы тоже может существенно повлиять на дальнейшее прохождение. Вот все существующие расовые бонусы:
Человек, раса Баэд. На 3, 10 и 18 уровне дает дополнительное очко навыков.
Человек, раса Эйнар. Каждый раз, когда он получает урон во время боя, его сила повышается на 1 ед. В конце битвы бонус обнуляется. Прекрасный выбор для воина.
Человек, раса Фихти. Может принять на себя смертельный урон, нанесенный другому персонажу в группе. Также отличный выбор для воина.
Человек, странник. Хорошо защищен от огня, кровотечения и отравления.
Дворф. Не может быть обезоружен, оглушен или перемещен вражескими персонажами.
Эльф. 30% к Интеллекту и 1 дополнительное очко заклинаний. Лучше всего подойдут практик и бард.
Троу. Каждый раз, когда троу убивает противника, он восстанавливает 1 ед. очков движения. Не чаще раза за один ход. Лучше всего подойдет вор.
После выбора расы и класса, персонажу предложат выбрать первоначальные навыки, дав 3 очка умений. Таким образом, можно будет создать идеального персонажа, сочетающего в себе связанные одной механикой бонусы.
Важно помнить, что со временем древо умений героя будет расширяться. Чем выше уровень персонажа, тем больше различных навыков ему будут доступны для изучения: за каждое поднятие на «новую ступень» на древе будет открываться следующее звено.
The Bard’s Tale
Разработчик: inXile
Издатель: Ubi Soft
Жанр: RPG
Официальный сайт: www.thebardstale.com
Рекомендуемая системная конфигурация:
- Процессор: 1800 МГц
- Память: 512 МБ RAM, 1.4 ГБ HDD
- Видеокарта: GeForce 4 с 64 МБ памяти и выше
- ОС: Windows 98SE/2000/XP с установленным DirectX 9
- Прочее: звуковая карта, 8x CD-ROM
Тестовая система:
Он циничен. Он в меру жаден, в меру любвеобилен. В основном, он сам за себя, не страдает желанием спасти весь мир или хотя бы отдельно взятое королевство. Он неплохо играет на лютне, любит управлять людьми или другими существами, хорошо справляется с луком, а также дерется на мечах и топорах, не считая кистеней, булав и других морнингстаров. Предпочитает говорить правду в лицо, и в основном за себя, а не за других. Не ведется на лесть и явную ложь, тем не менее, предпочитая их в собственной тактике общения. Кто он? Это вы. Не узнали себя? А зря – ведь именно вы играете главную роль в этом проекте, The Bard’s Tale (2005).
Удачливый неудачник
Его зовут Бард. Просто Бард. Он всего лишь собирательный образ, но не конкретная личность. Аккуратная аристократическая бородка, на вид лет 25-28. Его чувство юмора так же превосходно, как и отсутствие чувства меры. Он и думает точно так же, как и вы.
А начинается все с того, что Бард оказывается в городке под названием Хутон. Что он там забыл? Неизвестно. Но то, что забыл – это факт. По ходу его приключений выяснится, что он успел отметиться в нескольких местах этой загадочной местности, причем не самым лучшим образом. В одном городе он выпустил из клетки дракона, в другом – охмурил дочь фермера, чуть не доведя дело до свадьбы. Не только Бард, но и вы будете с удивлением и некоторым наслаждением получать информацию о его похождениях, скажем так, от третьих лиц. Причем не всегда эти третьи лица будут рады видеть Барда. В некоторых случаях ему выскажут все, что о нем думают с использованием местных идиоматических выражений. В некоторых – сразу дадут по морде. И лишь в редком случае его будут чествовать как знатного воина. В основном, это будут всякие отморозки вроде викингов, которым Бард позволил занять и разграбить мирный городок.
У Барда есть только одна цель. Найти и спасти принцессу. Нет, сексуальное влечение тут ни при чем, хотя принцесса очень даже хороша собой. У нее, как она утверждает, под боком целое царство с прилагающейся казной, которое она с удовольствием разделит со своим супругом. Барду искренне и глубоко плевать на женитьбу, его привлекает исключительно золото. Хотя ножки у нее ничего.
Брайан Фарго, дальновидный продюсер ныне почившей компании Interplay, а заодно и создатель оригинального сериала Bard’s Tale (все три части вышли на Commodore 64 и РС в конце 80-х), свое дело знает. Он одновременно напоминает о том, что был такой тайтл (и он был в те времена далеко не последним), а заодно высмеивает все ролевые игры, вместе взятые. Возьмем, к например у, распространенную ситуацию. В некий момент в игре вы сохраняетесь, идете к NPC, выслушиваете диалог, затем идете мочить монстров/выполнять квест. К сожалению, вы погибаете, перезагружаетесь, и снова вынуждены прослушать диалог – в большинстве случаев его можно пропустить. В The Bard’s Tale, пропустив уже известный диалог, Бард выдает острую реплику типа «Уже слышал» или «Давай ближе к делу» – это ли не полностью отражает ваши собственные мысли?
Или вот еще. В первой же деревушке, после уничтожения нескольких бочек к вам выходит некий NPC и предлагает оплату за каждую бочку, которую Бард разнесет на своем пути. Это необычное задание он мотивирует тем, что является производителем бочек, и действия Барда поднимут ему бизнес, который в последнее время у него совсем не ладится вследствие засилья бочек. И это не последний штамп, который выворачивается наизнанку. Представьте себе, что вы попали в ролевое Зазеркалье. Здесь все не так, как вы привыкли – и потому оно так привлекает. Лекарем здесь служит не привычная всем эльфийка, а страшная на вид колдунья – то ли орк, то ли гоблин по национальности. Разведчик, обезвреживающий ловушки, делает это исключительно оригинальным способом – он просто ложится сверху на колья или пытается удержать сдвигающиеся стены, да еще приговаривает что-то вроде «Должен… обезвредить… ловушку…». Рыцарь, судя по репликам, всегда готов служить кому угодно, только не своему хозяину, а светлая фея разговаривает исключительно мужским прокуренным баритоном. Многие, казалось бы, положительные герои, предпочитают общаться знатным псевдоматерком, хотя сам Бард произносит главное слово на букву «F» всего лишь один раз за всю игру – и то его скрывают «бипами». С другой стороны, хоть диалоги здесь не слишком интерактивные, но для тех, кто предпочитает исключительно положительную склонность героев, есть вариант «доброй» реплики. Со «злым» вариантом куда интереснее, к тому же зачастую именно он приводит к различным бонусам.
В модных традициях (и это тоже пародия) игра ведется от лица Рассказчика, который оставляет игроку возможность поучаствовать в боевых действиях, ответить на диалог и так далее. Рассказчик настолько ехиден, что комментирует каждое действие. Загрузка сохраненной игры идет у него с фразой «Так, на чем мы остановились? А, вот: Бард выставлял себя круглым дураком…». После каждого диалога Рассказчик добавляет свое мнение по обсуждаемому вопросу. Но и Бард не так-то прост. После одного из сюжетных диалогов наш странствующий герой выдает такой перл, что Рассказчик даже обижается на него: «Кто здесь комментирует – ты или я?». Если в какой-нибудь другой игре и можно пропустить очередное «пойди туда, не знаю куда», то в The Bard’s Tale пропустить хоть одну строчку – это все равно равно, что укоротить свою жизнь на пять минут.
Еще один просто восхитительный наезд парового катка – это вещи, которые выпадают из противников. После первого же убийства Бард с недоумением замечает, что от волка осталась шкура и куча золотых монет, что не совсем логично. На это Рассказчик отвечает, записывая историю, что из первого попавшегося волка выпал набор бытовых приборов. И действительно, пародируя многие ролевые игры, дизайнеры «напихали» во врагов самые разные вещи: постеры «Разыскивается Бард», семейные фотографии монстров, пояса для бодибилдинга, сувениры из Стоунхенджа, штанишки с рубашками – и все это далеко не в единственном числе! Все предметы, правда, тут же превращаются в золото, так что инвентарь не забивается всяким хламом.
Оттягиваясь на штампах, мистер Фарго не забыл проехаться и по известному всем ролевому проекту. Отдельной сюжетной линией по игре проходят юноши бледные со взором горящим. Они бегают с деревянными мечами, но, как правило, не далее первого монстра. Следующая их встреча – Бард, обыскивающий тело одного из таких неудачников. Правда, юношей не так уж и много, и каждый раз, когда Бард натыкается на тело, выскакивает троица эльфов, поющих грустную песню во славу погибшего искателя приключений. Причем каждый раз – разную. Сами же приключенцы называют себя Избранными – The Chosen One. Ничего не напоминает?
Геополитика фэнтезийного мира
Мир The Bard’s Tale срисован со вполне реально существующих локаций. Где-то между Шотландией и Ирландией есть остров с названием Orkney, контуры которого в точности совпадают с картой игры. Деревушки, города – вообще местность в целом напоминает британские леса и поля, порой даже натуральные «хайлендские» горы. Более того, абсолютно все герои говорят именно с тем акцентом, который привыкли воспринимать поклонники лингофонных лингафонных курсов.
Отдельный абзац хочется посвятить Кэри Элвесу, который озвучивал Барда. По сути, в мировом кинематографе он отметился только в двух значимых ролях: главный герой фильма «Робин Гуд: мужчины в трико», что снимал гений пародийных комедий Мел Брукс, и доктор Лоуренс Гордон, не постеснявшийся в приступе семейной любви отрезать себе ногу лобзиком в кинофильме «Пила». Были у него и другие роли (например, в первых «Горячих головах», «Дракуле Брэма Стокера»), но их степень не позволяла раскрыть весь талант Элвеса. Собственно, «Пилу» я посмотрел совсем недавно, после того, как прошел The Bard’s Tale. Смотрел в оригинале, и «одним глазом» – не люблю триллеры. Когда герой Элвеса накричал на своего собрата по несчастью, я вздрогнул – настолько узнаваемым оказался этот окрик. А теперь представьте – тот же самый голос, те же интонации, но уже с идеальным британским акцентом. Кэри Элвес – просто гений имитации. Монологи самого эгоистичного героя в игровой индустрии в его исполнении можно выпускать отдельным диском – они того стоят. Естественно, когда речь идет не о «русефекации».
Там, где есть Бард, должна быть и музыка. Для проекта был записан десяток песен, включая целую серию под общим названием “It’s a bad luck to be you”, которые в основном посвящены Избранным. У меня до сих пор не поднимается рука снести игру с винчестера только по одной причине – будучи в хорошем настроении, я запускаю The Bard’s Tale и прослушиваю по очереди все композиции, настолько оригинально и уморительно они исполнены. Опять же, в духе сборников типа “Traditional Irish Drinking Songs”. К тому же в одном из подземелий есть некие «каменные головы», которые исполняют смешные до колик в животе лимерики (пятистишия, как жанр возникшие в ирландском городе Лимерик).
Процесс пошел
Несмотря на все дифирамбы, игра игра, с точки зрения геймплея , не являет собой ничего выдающегося. Боевая система – типичный hack & slash, что неудивительно, так как она построена на несколько устаревшем движке Baldur’s Gate: Dark Alliance. Она во многом похожа на этот… гхм… уникальный проект, ничем не напоминающий своих знатных предшественников. Ну так вот, с Суть игры – ходить и мочить в реальном времени. В игре фигурирует скудное количество оружия и брони, которые можно либо купить, либо найти в каком-нибудь подземелье. Также есть артефакты, с помощью которых можно вызвать на помощь полубожественные силы. Весь прикол в том, что на вызов требуется потратить некое количество кристаллов, которые нельзя купить – только найти. Естественно, ближе к концу игры, когда у меня оставалось несколько сотен этих самых кристаллов, я вовсю пользовался артефактами, наблюдая за агонией финального босса.
Магия как таковая здесь представлена лишь одной «школой». Причем она же является одной из самых невостребованных в других играх. Магия Вызова Существ, Summoning Magic. Никаких файрболов, элементальных заклинаний, тотальных воскрешений и других божественных атак. Только магия вызова, причем используется она посредством лютни, которую так тщательно оберегает Бард. Поначалу вызову поддается только одно существо, но с развитием истории, выполнением заданий и покупкой карт с подземельями, битком набитыми сокровищами, можно найти кое-что получше: например, лютню «на три персоны», повышенное содержание маны и так далее. Заодно можно откопать мелодии, воспроизводя которые, Бард вызывает подмогу.
Сами зверушки делятся на четыре класса, которые в свою очередь делятся на четыре существа. Комбинируя тех или иных монстров можно добиться значительного результата. Например, неприглядная колдунья, лечащая всех дружественных созданий , плюс рыцарь-наемник , плюс камнеметатель в целом дадут хороший эффект: пока вы уничтожаете врагов, шаманиха (мисс Орк 2005) залечивает ваши раны. Неплохо работает обычная крыса, которую Рассказчик описывает как самое страшное и кровожадное существо в мире. Это только один из вариантов – а так из 16 спутников всегда есть, кого выбрать. К тому же Фарго не отказал себе в удовольствии еще разок проехаться по Fallout: в одном из эпизодов можно приручить собачку, которая в ходе сюжета умирает, но возрождается в качестве злобного и неуничтожимого духа. Dogmeat навсегда.
Управление в игре весьма странное. Поначалу я ругался, плевался и всячески боролся с камерой, которая желала двигаться исключительно вверх и вниз – от силы на две трети экрана. Общение с магией и инвентарем мне показались отдельным кругом ада. Но в итоге я признал свое поражение, и с середины игры настолько привык, что с некоторым страхом призадумался – а не мазохист ли я, часом? Ох уж эти приставочки, ох уж эти приставочники.
Уровень сложности разочаровывает. Для портированного с приставок проекта я вовсе не ожидал, что мне придется потратить совсем чуть-чуть «дополнительного» времени, чтобы открыть все бонусы, посетить все подземелья и так далее. Более того, предпоследний перегон между сохраненками я одолел с первого раза, не говоря уже о финальном боссе, который падал замертво от постоянного использования артефактов (см. выше). То есть, кому-то это может показаться сложным – но невооруженным взглядом видно, что игра в первую очередь рассчитана на поклонников хорошего английского юмора, нежели однообразного hack & slash.
Имейте фан
Сами разработчики позиционируют игру как «поход за монетой и определением». Бард плевать хотел на моральный фактор спасения принцессы (которая еще и не факт, что… ладно, молчу). Ему до лампочки, что он – Избранный, пусть даже он об этом и не знает. Ему нужны только деньги, женщины и выпивка. И это только малый кусочек пародийной составляющей игры. Помимо вышеописанного в игре даже есть ролик Outtakes – «неудачных дублей» вроде тех, что любит вставлять в титры своих фильмов актер и режиссер Джеки Чан. Смонтированы они, конечно, специально – но воспринимаются именно в таком ключе, будто действительно были смешные дубли.
В первую очередь хочется посоветовать игру знатокам английского языка (можно даже американского английского). Да, я в курсе, что игру выпускает компания 1С, а локализует знатный конвейер «Логрус» – но там вы не дождетесь всего спектра приколов и гэгов, которые Брайан Фарго заложил в свой проект. Поэтому рекомендую найти оригинальную версию и, забив на все, пройти от начала и до конца, не пропуская ни строчки. А чтобы открыть все песни, ролики и галерею рисунков, вам придется ближе к концу спустить всю наличку в пользу местной церкви. И пусть Бард жутко возмущается, но, поверьте, оно того стоит.
Ссылки по теме:
- Обсуждение игры на нашем форуме
Плюсы:
- Великолепнейший юмор!
- Множество приколов и гэгов.
- 10 часов фана!
Минусы:
- Дурная приставочная наследственность.
- Некоторая доля однообразия.
- Трудно найти оригинальную версию.